Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение " Детский сад № 8"

Россия, Тверская область, г.Вышний Волочек, Тверецкая наб,д 4

Телефон

848(233)6-14-45

Эл. почта dou8volok@yandex.ru

Профилактика и предотвращение жестокого обращения с детьми.

21 июня 2017 г.

Дети, особенно дошкольного возраста, нередко страдают от жестокого обращения со стороны взрослых или становятся свидетелями насилия в семье. Результатом являются психологические и физические травмы, в крайних случаях – сильные увечья, вплоть до инвалидности

Проблема жестокого обращения с детьми шире, чем кажется на первый взгляд.Насилием  (спросить педагогов??????????)часто оказывается не только грубое и очевидно травмирующее применение силы по отношению к ребенку, но и многие «традиционные» формы наказаний и воздействий на детей, пренебрежение их потребностями и нуждами.

Жестокое обращение пагубно сказывается на самых разных аспектах жизни ребенка: здоровье, развитии, самооценке, общении, социальной адаптации. Опыт перенесенного жестокого обращения в детстве существенно влияет на то, как ребенок в дальнейшем будет выстраивать отношения с окружающими людьми и, прежде всего, с собственными детьми, мешает повзрослевшему ребенку выбирать позитивные социальные роли.

Существует  такая организация как  Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения – это некоммерческая организация, учрежденная в 2004 г. ведущими российскими специалистами. Основной целью деятельности фонда является защита прав детей, содействие государственным органам в решении задач сокращения сиротства и жестокого обращения с детьми в РФ.

Результаты исследования данного фонда позволили сформулировать основные направления работы по снижению уровня насилия в семьях:

психологическая поддержка родителей посредством консультирования по наиболее сложным вопросам воспитания и организации обмена успешным опытом воспитания детей;

обучение родителей эффективным технологиям, направленным на избавление от «силовых стереотипов воспитания», неконструктивных и травмирующих ребенка способов приучения к дисциплине, развитие умения владеть собой. (Какие методы знают педагоги – спросить)?????????

С учетом этих направлений Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения была разработана программа «На пути к объединению семьи», нацеленная на профилактику и снижение жестокого обращения с детьми 3–7 лет, качественное предоставление услуг по поддержке детей и семей с детьми, развитие ответственного материнства и отцовства, сохранение развивающего потенциала семьи.

Программа предназначена для реализации в дошкольных образовательных организациях. Традиционно профилактикой жестокого обращения с детьми занимаются учреждения социальной защиты населения. Как правило, в поле их зрения оказываются семьи, в которых степень родительской некомпетентности возрастает настолько, что приводит к кризисным ситуациям, часто – к случаям нанесения серьезного физического или психического вреда ребенку. Обычно такие семьи называют неблагополучными или находящимися в социально опасном положении. Но на этой стадии потенциал семьи к восстановлению детско-родительских отношений уже слишком низок, и социальные работники могут только оказывать поддержку семье, стараясь предупредить дальнейшее усиление жестокого обращения с ребенком.

«Приличные», «положительные» семьи в поле зрения специалистов социальных служб не попадают, но, как показывает практика, и они могут испытывать различного рода трудности, связанные с воспитанием ребенка, а под воздействием внешних факторов (стресса, потери работы, проблем в отношениях между родителями и т. д.) может возрасти риск развития кризиса в семье. Таким семьям необходима своевременная помощь, и педагогические работники и специалисты, которые ежедневно общаются с воспитанниками и с их родителями, могут на ранней стадии заметить проблему и помочь семье в ее решении.

Однако, как отмечают педагогические работники детских садов, разговаривать с родителями о жестоком обращении с детьми и недопустимости физических наказаний крайне трудно. (Почему)???? Отчасти это связано с убеждениями родителей о том, что в дела семьи не стоит вмешиваться, в каждой семье свои культурные нормы и правила. Кроме того, физические наказания зачастую вызваны благой целью – прекратить нежелательное поведение ребенка: к призы, непослушание, грубость, лень, драчливость.

Специалисты детского сада предпочитают не вмешиваться еще и из опасений навредить ребенку, ведь дома его могут еще жестче наказать за то, что «опозорил» родителей. Поэтому идея поговорить с родителями, а тем более предложить им обратиться за помощью к специалистам, кажется воспитателям небезопасной.

Все это связано с тем, что педагогическим работникам не хватает методической поддержки в выстраивании диалога с родителями на тему жестокого обращения, а также знания специфики работы по изменению убеждений и позиции родителей и коллег.

В связи с этим подготовка в детских садах специалистов, способных на ранней стадии выявить признаки жестокого обращения с детьми, помочь родителям повысить свои воспитательные компетенции, обучить их эффективным и ненасильственным стратегиям воспитания, позволит существенно улучшить качество жизни детей дошкольного возраста.

Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:

состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.);

особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);

низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);

отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.);

задолженность по плате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением, коммунальные услуги;

заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.

Педагогические работники детских садов должны знать:

*признаки жестокого обращения с ребенком в семье и владеть навыками выявления рисков жестокого обращения;

уметь устанавливать поддерживающий контакт с семьей воспитанника;

владеть информацией о местах получения помощи и поддержки и могут передать ее родителям воспитанников;

проводить мероприятия для родителей по снижению рисков жестокого обращения с детьми в семье.

У детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет), можно сформировать следующие навыки уверенного поведения:

умение в повседневных ситуациях преодолевать свое нежелание выполнять какое-либо действие, на котором настаивает взрослый;

элементарные навыки эффективного поведения в конфликтных ситуациях;

понимание, что нельзя бить и дразнить другого ребенка;

осознание того, что можно себя защитить, обратившись за помощью к взрослому;

умение описывать словами или изображать на рисунке свои страхи.

У детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) можно сформировать такие навыки уверенного поведения, как:

умение оценивать поведение сверстников и собственное поведение в повседневных ситуациях;

умение сдерживать импульсивные реакции при общении со сверстником;

умение устанавливать партнерские отношения в игре;

проявление волевых усилий при выполнении социальных норм;

соблюдение общепринятых правил поведения в соответствии с возрастными возможностями;

умение в доверительной беседе со взрослым рассказать о несправедливости по отношению к нему или к сверстнику.

Давайте, мы взрослые, сделаем так, чтобы наши дети чаще улыбались и радовали нас!